Михаил Саидов: Знаешь, Кать, еще хочется коснуться темы личного бренда. Ты сказала про людей, которые учат продавать. Но я обратил внимание, что они учат продавать или строить личный бренд, основываясь, если взять твою фразу, на “добровольной неосознанности”.
Екатерина Сигитова: Добровольное заблуждение.
Михаил Саидов: Да, это самообман, когда они говорят: “О, давай за 30 дней ты построишь личный бренд в социальных сетях” или “Я тебя за 12 недель научу продавать”. Я в принципе догадываюсь, почему так выгодно делать, но это на рынке рождает очень большую иллюзию. Иллюзия в том, что личный бренд якобы история про маркетинг или продажи.
Но правда такова, что он к ним не имеет никакого отношения. Личный бренд по умолчанию подразумевает, что ты опираешься на десятилетнюю экспертизу, иначе тебе нечего строить.
Я стал примером того, как слабый маркетинг поднял мой бренд. Если не было бы экспертизы, то какой маркетинг я не пробовал бы создать, ничего бы не получилось. А хороший продукт даже плохой маркетинг вытянет.
Екатерина Сигитова: Да, если есть наполнение, то любой маркетинг подойдет, потому что есть что продавать. Если наполнения нет, то сильный маркетинг может это вытянуть и сделать упаковку.
Михаил Саидов: Упакует краткосрочно. Получится снова “ночной оператор”, когда тебя покупают за упаковку, но после этого ты убегаешь. Если ты смотришь на это очень краткосрочно, то какой-то сверхъестественный маркетинг сможет упаковать полное отсутствие бренда. Тем не менее, как долго ты сможешь это делать? Как долго у тебя получится продолжать?
Личный бренд требует большой доли внутреннего героизма. И внутренний героизм — это понимание, что тебя ждут 5–10 лет без больших денег, где ты просто тренируешься, где никто тебе не рукоплещет и не говорит, что это самое лучшее, что с ним произошло. Но ты, тем не менее, все равно продолжаешь.
И внутренний героизм подразумевает, ты относишься к своему делу как профессиональный спортсмен. То есть ты берешь пример с профессиональных спортсменов, которые работают над своим навыком 5-8 часов в день. Но это большая редкость видеть коучей, которые оттачивают свои навыки по 8 часов в день. Они думают, что если они уже работают с клиентами, это и есть оттачивание.
Екатерина Сигитова: У психологов получше ситуация. Они остервенело учатся, тратя на это много часов, воркшопы посещают.
Как раз у психологов, мне кажется, не хватает смелости и здоровой агрессии, чтобы наконец уже набирать достаточно клиентов и поднимать цену.
Я тебя слушала и вспомнила афоризм, что “быстрый успех — это медленно, но без остановок”. Если все время что-то делать, то по-любому у тебя все получится. Если в день час–два посвящаешь себе, то через год будешь очень далеко от начальной точки. И неважно в какую сторону ты будешь идти. То же самое с профессией, с оттачиванием.
Михаил Саидов: Да, ты правильно говоришь, В коучинге я вижу людей, которые готовы сталкиваться с реальностью, но сталкиваются с отсутствием знаний. И одни думают, что их научит практика, а другие – что теория.
Екатерина Сигитова: По факту тоже мы с тобой вышли в какое-то место, где хорошо держать этот баланс. Но его нужно постоянно проверять, чтобы не вынесло в другую сторону.
Есть те, кто боится монетизировать, не идет “в люди”, а есть те, кто торопится это сделать. Есть, наверное, и те, кто ухитряется удержаться.
Михаил Саидов: Еще добавлю, что легче строить личный бренд, когда это обсессия. Одно дело, когда ты себя заставляешь и знаешь, что там. И думаешь “О, я услышал, как Миша с Катей говорили про внутренний героизм, теперь я буду героем, буду жертвовать, идти на дисциплине, наказывать себя”.
Но скорее всего долго не получится, потому что темперамент все равно возьмет верх. Легче, когда ты обсессивен, когда это действительно предмет твоей страсти и тебе необыкновенно интересно. Тогда это уже не будет работой. Другие люди будут на тебя смотреть и удивляться, как ты это делаешь.
Почему ты читаешь тысячу книг, тысячу исследований, ездишь на воркшопы и постоянно практикуешь, сталкиваешься с тяжелыми проблемами, проходишь через свои блоки? А это просто твоя суть. Так намного легче идти.
Екатерина Сигитова: Да. Когда меня про тексты спрашивают, я говорю, что их пишу, потому что они у меня чешутся. И единственный способ от них избавиться – это их написать. На эти тексты очень много всего нанизывается. И то же самое с людьми.
Михаил Саидов: Да, ты делаешь, потому что не можешь не делать, а не потому, что нужно делать. И тогда двигаться намного легче. Не спешите монетизировать и разрешите этому интересу довести вас до критической точки, когда масса вашей экспертизы уже настолько серьезна, что одного толчка достаточно, чтобы монетизация пошла с большой скоростью.
Екатерина Сигитова: Это один путь, своего рода катарсический или даже оргазмический: вот мы копим, копим, а потом наступает разрядка и все прекрасно.
Но думаю, что есть еще способ: все время копать по чуть-чуть. Каждые несколько месяцев оценивать “Где я? Кто я? Зачем я? Могу ли я? Хочу ли я?” и так далее. Если сверку делать часто, то шажочки будут маленькие. Но это туда же приведет. То есть через 10 лет оба этих человека будут примерно в одном месте.