Как художественные образы и искусство влияют на мозг

Многие привыкли относиться к искусству, как к некоему изыску в жизни, о котором можно подумать после того, как все основные дела завершены. Действительно, в век урбанизации и стремительных скоростей разве есть кому-то дело до мастеров эпохи Ренессанса и их творений? Или все же есть и почему? Разберемся в этой статье.

Картины художников и психология тесно связаны

В той или иной форме каждый человек соприкасается с разными творческими произведениями прошлого или современности. И даже те, кто обходит картинную галерею или филармонию по дуге длиною в километр, знают, что такое «Черный квадрат», «Лунная соната» и кто такой Евгений Онегин.

Хотя ученые сравнительно недавно начали изучать влияние искусства на человека, нельзя отрицать, что оно имеет большое значение для каждого. Наше тело и мозг заметно откликаются на эстетические стимулы активацией определенных областей, и это приводит к изменению эмоционального фона.

В зависимости от того, что воспринимаем, мы сопереживаем сюжету произведения, тревожимся или расслабляемся. Причем каждая из возникших эмоций по силе может не уступать эмоциям обычной жизни, а в некоторых случаях быть и заметно интенсивнее.

Существует исследование влияния искусства на когнитивные механизмы. Известен эксперимент, когда студенты, слушавшие Бетховена и Шопена перед экзаменом, проходили его заметно лучше. Gao, C., Fillmore, P., & Scullin, M. K. (2020)

Кроме того, воспринимая любое из произведений, мы невольно оцениваем его с точки зрения нравится — не нравится. Пытаемся разгадать для себя, что именно хотел донести автор через образы и метафоры. Это неизбежно формирует навык самостоятельного мышления.

Как мозговые процессы в искусстве способны превратить печаль в удовольствие

Исследования Kawabata H., Zeki S. (2004) показывают, что при просмотре картин активируются определенные зоны мозга, отвечающие за восприятие вознаграждающих символов. Причем, вне зависимости от того, считают ли люди их красивыми или уродливыми, эти зоны будут одинаковыми. А вот интенсивность активации существенно отличается. Для красивого она сильнее, чем для безобразного.

Это говорит о том, что простой взгляд на то, что нам нравится и кажется красивым способен вызвать сильные положительные эмоции. А если они регулярно возникают и сохраняются, то способны улучшить не только настроение, но и общее здоровье и самочувствие.

Ситуация же с негативными эмоциями, вызванными произведениями искусства, не противоположная, как можно было бы ожидать. Когда мы рассматриваем грустные или тяжелые сюжеты, они не усиливают неблагоприятное воздействие, а наоборот, создают психологическую дистанцию между реальностью и тем, что видит зритель на картине. Она позволяет ему адаптивно обрабатывать негативный контент.

Например, в своем систематическом обзоре Sachs et al. (2015) попытались ответить, почему и в каких случаях грустная музыка способна стать приятной.
Оказалось, что и от грусти, вызванной музыкой, можно получать удовольствие, если она:

  • воспринимается как безопасная
  • имеет эстетическую ценность
  • вызывает сочувствие или напоминает о прошлых событиях.
То есть, согласно этим данным, благодаря грустным песням мы способны глубже переосмыслить прошлое, избавиться от стресса и восстановить равновесие.

К слову, о стрессе. Возможно, вы и сами замечали, как внутренне расслабляетесь, взаимодействуя с теми формами искусства, которые вам приятны и вызывают душевный отклик.

Исследования говорят нам, что это действительно так. Например, Clow A. and Fredhoi C. в 2006 году показали, что посещение художественных музеев снижает уровень стресса у посетителей. В выборке участвовало 25 человек, которые позволили измерить уровень кортизола в слюне до и после 35-минутного посещения. Во втором случае его показатели были заметно ниже. Кроме того, респонденты поделились собственной оценкой уровня стресса и тоже отметили, что на выходе из галереи чувствуют себя гораздо лучше, чем на входе.

Если же говорить не только о созерцании произведений искусства, но и об их создании, тут исследования отмечают еще большее падение уровня кортизола в слюне и, соответственно, стресса, им вызванного. Причем, согласно данным Kaimal et al. (2016), происходило это вне зависимости от художественной среды (глина, коллаж, маркеры с тонким наконечником или их комбинация). Дополнительно 75% участников сообщили, что в творчестве чувствовали себя более расслабленными, получали наслаждение и были в состоянии потока.

Однако, искусство — это не только про эмоции.

Как художественные образы влияют на мышление и креативность

В крупных корпорациях часто можно встретить такую практику, когда в офисных рекреационных зонах или коворкингах устраивается выставка произведений искусства для сотрудников и даже собираются собственные коллекции.

Корпорации делают это, потому что хорошо понимают: умение решать нестандартные задачи и создавать что-то новое напрямую зависит от мышления и креативности сотрудника. Но эти качества не возникают на пустом месте. Это навык, который можно и нужно развивать, в том числе с помощью искусства.

Оно учит внимательно наблюдать и анализировать увиденное, пропуская полученный опыт через себя. Многие современные стили, такие как сюрреализм, наполнены обилием деталей и смыслов, которые нужно рассмотреть и разгадать. А после сформировать о них собственное мнение. Конечно, такая работа мозга не проходит бесследно.

Нейробиологи утверждают, что взаимодействие с искусством, особенно сценическим, активизирует процессы в различных областях коры головного мозга и создает готовность к занятию точными науками. Особенно с точки зрения развития концентрации, которая необходима для познания.

В пользу этого говорит и тот факт, что «центр прекрасного» находится в самой молодой области нашего мозга — префронтальной коре. Она же ответственна и за аналитическое мышление человека.

Отсюда можно сделать вывод, что занятие любым видом искусства или его созерцание включает сложные механизмы восприятия, внимания, памяти, моторики, абстрактного мышления, эмоций и понимания сознания другого человека.

Как проявляется искусство в коучинге и терапии?

Конечно же первое, что приходит в голову — арт-терапия, которая у многих на слуху. Cамовыражение через творчество задействует различные каналы восприятия (тактильно-тактильные, зрительно-сенсорные). Затем информация обрабатывается, ей присваиваются ассоциации и значения.

Когда мы творим, у нас активны моторные области и мозга, и тела. Мы словно вовлечены через арт-терапию в обработку внутренних или реальных (нарисованных) образов. Это позволяет людям по-новому сформулировать свои мысли и чувства, изменив через это свое поведение.

Однако, кроме арт-терапии сегодня существуют и другие формы интеграции культуры в практику помогающих специалистов.

Одной из таких форм, например, являются экспоненциальные картины. Это новейший коучинговый инструмент, в основе работы которого лежит глубокое искусство и когнитивная реструктуризация, использующая конструктивные паттерны поведения в принятии решений и поиске своего пути.

Сегодня их успешно используют в своей работе помогающие практики самых разных направлений: терапевты, консультанты, наставники, тренеры, люди бизнеса, как нешаблонный инструмент для решения задач и усиления результатов сессий.

Экспоненциальные коучи на сессии помогают клиенту найти личный инсайт. Обычно он выглядит, как разворот мышления. Как только человек замечает свой способ думать, то к правде для себя он приходит самостоятельно. А поскольку эта правда возникла внутри него самого, то его фундаментальные представления сдвигаются без характерного сопротивления.

Проанализировав оцифрованные данные тысяч часов коучинговых сессий Михаил Саидов обнаружил, что эти развороты у многих клиентов сохожи. Разобрав повторяющиеся случаи, ему удалось выделить 40, которые происходят чаще всего. Именно они и были упакованы художником-сюрреалистом в компактные изображения с глубоким смыслом.
Чтобы эффективно работать с экспоненциальными картинами, нужно задействовать две силы: с одной стороны, отпустить настоящее и то, что его окружает, а с другой стороны, привлекать будущее через мечту.

Искусство — это мощный ресурс для позитивных изменений

Знания о том, как культура влияет на самые разные способности — сенсорные, внимание, когнитивные, моторные, позволяют использовать его для обучения, развития мышления, эмоциональной регуляции и даже для улучшения физического здоровья.

Так, в современной педагогике существует метод, обогащающий любые школьные дисциплины элементами искусства. Он называется artful learning. Впервые его внедрили в одной из школ Лос-Анджелеса для учеников начального звена, которые прежде не имели возможности глубоко соприкасаться с культурой. Пройдя обучение, тесно связанное с искусством, они получили очень хорошие результаты.

С другой стороны, существует прямая взаимосвязь и с эмоциями. Это подтверждают данные общественной организации Brookings Institute, согласно которым, у тех из студентов, кто в университете занимался живописью, музыкой или посещал культурологические лекции, была более сильно развита эмпатия и способность интересоваться чувствами других людей.

Современная медицина в последнее время также все более признает положительное влияние искусства на здоровье людей. Например, в исследованиях американского профессора Роджера Ульриха говорится о том, что приятный вид из окна на природу или картины, изображающие пейзаж, благотворно воздействовали на послеоперационное восстановление пациентов. Тогда как абстракции или вид из окна на кирпичную стену либо не давали таких результатов, либо действовали как источник стресса.

Подводя итог, можно сказать, что отношение к живописи, музыке, поэзии, театру, скульптуре, танцу, кино, как к стимулятору мозга — это не фантастика будущего, а вполне реальное явление, которое изучает современная наука и находит ему все больше подтверждений. Поэтому осознанное обращение к разнообразным произведениям — это важная часть развития потенциала личности.
Список литературы

  1. Gao, C., Fillmore, P., & Scullin, M. K. (2020). Classical music, educational learning, and slow wave sleep: A targeted memory reactivation experiment. Neurobiology of Learning and Memory, 171, 107 206.
  2. Kawabata H, Zeki S. (2004) Neural correlates of beauty. J Neurophys ;91:1699−1705.
  3. Matthew E. Sachs, Antonio Damasio, and Assal Habibi. (2015). The pleasures of sad music: a systematic review. Front. Hum. Neurosci., 24 July 2015 Sec. Cognitive Neuroscience Volume 9
  4. Clow A., Fredhoi C. (2006). Normalisation of salivary cortisol levels and self-report stress by a brief lunch-time visit to an art gallery by London City workers // Journal of Holistic Healthcare. 2006. Vol. 2 (3). P. 29−32.
  5. Girija Kaimal, Kendra Ray, and Juan Muniz. (2016) Reduction of Cortisol Levels and Participants' Responses Following Art Making. Published online 2016 May 23.
  6. Roger S. (1984) Ulrich Science, New Series, Volume 224, Issue 4647 (Apr. 27, 1984), P. 420−421

автор

Команда Академии Экспоненциального Коучинга
Другие статьи