Зачем вашему бизнесу «большая идея» или как продают гении

Главные мысли и история жизни одного из великих маркетологов прошлого столетия — Дэвида Огилви. Он создал самое большое маркетинговое агентство в мире и благодаря ему мы легко узнаем такие бренды, как Rolls-Royce, Shell, SAP, Dove и другие. В статье рассказываем, что привело его к компании стоимостью в 2 миллиарда долларов в текущем эквиваленте и почему он стал ролевой моделью для Михаила Саидова.

Кратко о биографии Дэвида Огилви

Огилви родился в 1911 году в Англии. Его отец занимался сток-брокерством (покупка и продажа акций), благодаря чему семья не бедствовала. Но, тем не менее, его родители не были достаточно богаты, чтобы позволить себе отправить детей в хорошие платные школы. Единственный способ для юного Дэвида туда попасть был попробовать поступить бесплатно.

И в 13 лет он получил специальную стипендию от одной из частных школ Шотландии, которую выделяли талантливым детям, а затем поступил туда учиться. Позже он также получил стипендию на обучение в Оксфорде.

Однако оказалось, что одного таланта и ума недостаточно. Чтобы остаться и продолжить обучение, требовалась дисциплина, которой Огилви не мог похвастаться. Поэтому на втором курсе после проваленных экзаменов ему пришлось прервать обучение и уйти из Оксфорда, чтобы начать зарабатывать.

Сделало ли это его жизнь хуже или, наоборот, обогатило?

После отчисления Дэвид уезжает в Париж, где устраивается работать помощником повара в известный отель «Majestic». Как он сам позже говорил, именно с этого момента началось его обучение жизни.

Руководитель Огилви — гениальный шеф-повар — был блестящим экспертом в своем деле. И Дэвиду иногда приходилось наблюдать, как тот без сожаления увольнял других поваров за их ошибки в работе. Например, за неподошедшие вовремя булочки.

Это был первый урок Дэвида Огилви о корпоративной культуре, которую он однажды создаст в своем агентстве. Потому что уже тогда этот, казалось бы неприятный, акт насилия Огилви воспринимал совершенно уникально. «Из-за того, что этот шеф-повар так себя вел, те, кто остались, знали, что они остались не из-за случайности, они остались из-за своей трудовой дисциплины и таланта. Это мотивировало всех остальных», — говорит он.

Действительно, вместо ожидаемого падения мотивации она, внезапно, поднялась еще выше, потому что остальные поняли — в этой культуре ценится труд и талант. Если ты остался, это значит, что ты работаешь и ты талантлив.

На старте карьеры маркетолога

После работы поваром Огилви вернулся обратно в Шотландию, где начал продавать варочные поверхности как продавец от двери к двери. И он оказался настолько успешен в этой роли, что владельцы компании попросили его обучать других сотрудников продавать так же.

В ответ Огилви вместо того, чтобы учить каждого по отдельности, пишет для них инструкцию по продажам. Говорят, что она пользовалась успехом еще на протяжении следующих 30 лет.

На тот момент старший брат Дэвида работал в рекламном агентстве. Именно он показал превосходную инструкцию по продажам своему руководству. Она понравилась, и Огилви пригласили в небольшое рекламное агентство в Англии. Эта работа дала ему возможность позднее отправиться в Америку, чтобы учиться передовым методам продаж, которыми все восхищались. На дворе — вторая половина 30-х годов XX века. Приближается Вторая мировая война.

В Америке Дэвид Огилви находит работу в компании Гэллап. Именно они первые в мире начали в рекламных целях использовать статистические методы для опроса аудитории: тесты, сэмплинги и тому подобное. Свою работу Гэллап продавали другим рекламным агентствам и очень быстро стали весьма успешными.

Именно здесь Огилви понял, что если ты не измеряешь результат своего маркетинга, то ты занимаешься чем-то не тем.
Когда встречаю маркетологов, я у них спрашиваю, посмотрели ли они предыдущие исследования, посмотрели ли они предыдущие опросы перед тем, как создать какую-то рекламную кампанию? Часто маркетологи — такие креативные личности — говорят, что им это не нужно, они действуют из интуиции.
И здесь Огилви приводит очень наглядный пример. Представьте, что у вас проблема со здоровьем и есть необходимость вырезать желчный пузырь. Можно отправиться к хирургу, который режет интуитивно (найдет/не найдет). Либо пойти к врачу, который прежде обучился и хорошо анатомически понимает, где что находится и как работает. Ответ кажется очевидным, правда?

В бизнесе все то же самое. Как компания может доверить деньги интуитивному хирургу, а не тому, кто себя образовал?

«Волшебное касание» Дэвида Огилви

После Гэллап в жизни Огилви начинается период, когда он решает пуститься в свободное плавание. Он создает собственную компанию, но начинается Вторая мировая война, которая оказалась затяжной. И Дэвиду пришлось отложить реализацию мечты, поскольку в рекламе почти никто не нуждался.

Для многих эта огромная пауза в карьере могла оказаться роковой, но не для Огилви. Пока физически нет возможности строить мечту, он готовится к ее реализации. Для этого Дэвид уходит в британскую разведку и работает при посольстве в Америке. Параллельно едет в Канаду в городок Ошава под Торонто. Там в то время готовили оперативников в саботаже, пропаганде и ближнем бое.

Огилви становится одним из самых успешных выпускников этой программы и впоследствии использует основы управления мнениями людей и понимание, как работает пропаганда и как через нее контролировать массы.

Таким странным образом нечаянные, казалось бы, опыты сплетаются затем в единую нить, которая сделает его великим.

Лишь в 1949 году, после войны, Огилви снова открывает свое агентство, которое спустя 40 лет будет стоить 2 миллиарда долларов и насчитывать 40 офисов по Америке и 96 по всему миру.

Однако, на тот момент Дэвиду Огилви исполнилось уже 37 лет и он по-прежнему почти без денег. Все его состояние, которое удалось скопить за жизнь, — порядка 50 000 долларов. Но у него есть кое-что большее:
  • экспертиза,
  • умение видеть по-другому
  • и «волшебное касание».

Все дело в том, что, хотя сам Огилви пока еще был далек от богатства, люди, которых он коснулся своими мыслями, стали в разы богаче и успешнее. Это была его энергия — то, что он хотел делать через маркетинг и рекламу.
У каждого из нас есть «волшебное касание». Есть люди, чье касание дает больше любви. Есть люди, чье касание дает больше уверенности, больше благородства. Например, касание Брунелло Кучинелли, через которое в мир пришла красота.

Наша задача, если мы хотим стать магами (а каждый из нас маг), — найти смысл нашего касания, что оно дает другим людям.
Касание Дэвида Огилви — это, безусловно, касание успеха. Он делал богатыми и успешными других и через это получал свой собственный успех и деньги. Говорят, что его компания принесла больше продаж для своих клиентов, чем все рекламные агентства в мире на тот момент вместе взятые.

Что думает Огилви о карьере и своей работе

«Когда журнал «Fortune» разместил обо мне статью с заголовком «Является ли Дэвид Огилви гением?», я попросил своего адвоката засудить их за то, что предложение является вопросительным», — рассказывает о себе Дэвид Огилви.

И эта фраза как нельзя лучше отражает его характер, его уверенность в себе, в собственном гении, в собственном творчестве. Вся его работа построена на том, что называется «большая идея». Вот, что он пишет:

«Нужна большая идея, чтобы заставить клиентов купить твой продукт. Если твоя реклама не содержит большую идею, то она пройдет незамеченной, как корабль в ночи. Я сомневаюсь, что хотя бы 1 реклама из 100 содержит большую идею.


Большие идеи приходят из подсознания. Это верно в искусстве, науке и рекламе. Но ваше подсознание должно быть хорошо информировано, иначе ваша идея будет неуместна.


Наполните ваше сознательное мышление информацией, и затем отключите ваш процесс рационального мышления. Вы можете помочь этому процессу, сделав долгую прогулку или приняв горячую ванну, или выпив полпинты красного вина. Внезапно, если телефонная линия от вашего подсознания открыта, у вас всплывает большая идея».

Большая идея — это то, что сделает ваш продукт монополистом в любой категории. Она включает в себя все: от позиционирования до описания бренда.

Сегодня мы все отлично знаем примеры бизнесов, у которых есть большая идея:

  • Uber — самая большая транспортная компания в мире, которая не владеет собственным транспортом. Их большая идея одновременно направлена на водителя и на пассажира. «Каждый водитель может быть таксистом», — говорят они. И одновременно: «Такси может быть под вашим домом, дешево, без перехода налички из рук в руки».

  • Другой пример большой идеи – цирк Дю Солей. До них все, кто представлял себе цирк, думали, что это хорошо дрессированные животные и клоуны. Но пришел цирк Дю Солей и сказал: «Мы сделаем акробатический мюзикл, и это станет цирком». В этом и была их большая идея.

И это то, чем занимался Дэвид Огилви — создавал большие идеи. За свою карьеру он создал их для своих клиентов больше 20. И именно они сделали его мультимиллиардером.

На тот момент многие рекламные агентства пытались развлекать, а не продавать. Вместо того, чтобы помогать клиентам, они пытались выигрывать призы, стать самым креативным или самым интересным агентством. Огилви же сказал:
«Первое — люди не покупают у клоунов. Второе — или продавай, или до свидания».
Для всего рекламного мира того времени это было очень странно. Но в конечном итоге именно это признали все рекламщики мира. И сам Уоррен Баффет учился у него рекламе.

Революционной была и другая мысль Огилви о том, что творчество и продажа — это одно и то же. «Если что-то не продается, значит там нет творчества», — говорит Огилви, — Ты не можешь спасти людей в пустой церкви».

Если у вас не покупают, уверены ли вы, что это было творчество? Он искренне считает, что не стоит делать рекламу, которую не хочешь показать своей семье.
Если ты не хочешь, чтобы твоя жена купила продукт, который ты рекламируешь, то не рекламируй его. Потому что ты тогда не этичен. Если ты не этичен, то у тебя ничего не получится.
Свои продажи он считал искусством и относился к ним соответственно: «Говори только правду, но сделай ее завораживающей».

Хорошие продукты продает честная реклама. И в то же время, блестящий маркетинг заставляет продукт уйти быстрее.

Часто утверждают, что реклама может убедить людей купить некачественный товар. Так и может быть, но один раз. Покупатель осознает, что продукт некачественный, и больше его не покупает. Это причиняет серьезные финансовые потери производителю, чья прибыль приходит от повторных покупок. Лучший способ увеличить продажи товара – это улучшить сам товар
В своей рекламе Огилви разговаривает не со всеми. Он создает ее для конкретного человека. И это позволяет делать ему ультратаргетированную рекламу, где есть четкое понимание, с кем говорят, о чем и почему.

Другая гениальная фраза Дэвида Огилви звучит так:
Любой дурак может сделать плохую рекламу, но нужно быть гением, чтобы не трогать хорошую.
Реклама Dove, которое он когда-то спозиционировал как мыло для женщин с сухой кожей, работает уже 25 лет. И за все это время в ней ничего не изменилось. Почему? Потому что она работает и не имеет смысла ее трогать.

Это связано еще и с тем, что мы не показываем рекламу стоящей армии солдат. Мы показываем ее параду. Ежедневно рекламу видит множество людей. Тех, кто уже купил продукт, она не раздражает. А те, кто видят впервые — покупают.

Огилви о себе

Ключевая фраза, которая отражает всю магию этого человека, звучит так:
Я не хочу, чтобы мои клиенты ставили на мою интуицию. Я хочу, чтобы мои клиенты ставили миллионы долларов на мою экспертизу, на мое образование, на мои знания.
Статуи не ставят Комитетам — группе людей, которые что-либо делали. Статуи ставят одному человеку, который прославился как гений.

«Самый эффективный лидер – это тот, кто удовлетворяет психологические нужды своих последователей», — говорит он. Быть таким лидером — это большая ответственность.

Его темперамент зовет его играть с размахом и риском, по полной программе реализуя свой талант. И он очень хорошо понимает, что несет людям его касание через тексты: «Когда я пишу тексты для рекламы, в этом мое волшебство. Это принесло мне известность, это принесло все, что у меня есть. И я бесконечно полезнее для людей так, чем когда я председатель совета директоров. В этой роли я не очень качественен, я конкретно копирайтер, я рекламщик».

Любому из нас также важно не гнаться за историями других о себе, а опираться на зов собственной души, понимая свое касание.

Еще одна важная мысль, которую стоит помнить тем, кто создает свой бизнес — о себе и партнерстве: «Стань эксцентричным, пока ты молод. Потому что если ты это делаешь в старости, то люди подумают, что ты сошел с ума. Создай себе репутацию креативного гения и найди партнеров умнее тебя».

Когда вы ищете себе партнера из позиции слабости, то находите другого, который готов вашу слабость принять. Это значит, что он сам находится в позиции слабости. И на выходе вы вместо одной слабости получаете две.

Куда продуктивнее пройти в одиночестве часть пути, чтобы обрести силу, и из этой позиции искать партнера. Тогда, скорее всего, вы найдете действительно сильного человека для бизнеса или для жизни.

«Лидеры хватают крапиву»

Они делают вещи, которые некомфортны и которые никто другой делать не хочет. Быть лидером – это делать то, чего все избегают. И задача лидера — создавать других лидеров, а не последователей.
Я хочу быть совершенным, а не просто самым большим", «Я хочу быть идеальным.
Огилви, как и все другие волшебники, не просто сыплет вдохновляющими фразами. Он пытается им соответствовать.

В этой и других статьях на основе эпизодов «Большой Магии» мы рассказываем, как они это делают. Скачайте презентации всех выпусков, чтобы всегда иметь под рукой.

Огилви о мире

Очень часто можно видеть, как маркетологи создают контент для идиотов. Создается впечатление, что ее будут смотреть глупые люди, которыми можно манипулировать, обманывать их и использовать любые техники, чтобы заставить купить.
Потребитель не идиот. Он – твоя жена. Не оскорбляй ее интеллект и не шокируй ее
Он восхищается людьми, которые любят свою работу и делают ее со вкусом, качественно. Поэтому новым сотрудникам своей компании он отправляет русскую матрешку с таким посланием: «Внутри самой маленькой матрешки вы найдете следующее сообщение. Если каждый из нас нанимает людей, которые меньше нас, мы станем компанией карликов. Но если каждый из нас наймет людей, которые больше нас, Ogilvy and Mather станет компанией гигантов.

В лучших организациях обещания всегда исполняются, сколько бы это ни стоило в терзаниях и сверхурочной работе. Нанимайте людей, которые лучше вас, а затем оставьте их работать. Ищите людей, которые будут стремиться к выдающемуся, кто не удовлетворяется рутиной».
Есть 10 правил по отношению к людям, которыми он хочет себя окружить:

  1. Прежде всего, мы восхищаемся людьми, которые усердно работают. Нам не нравятся люди, которые не вносят свой вклад.
  2. Мы восхищаемся людьми с первоклассным умом, потому что для безумных людей невозможно управлять великим рекламным агентством.
  3. Мы восхищаемся людьми, которые избегают офисной политики.
  4. Мы презираем подхалимов, которые подлизываются к своим начальникам. Обычно это те же люди, которые запугивают своих подчиненных.
  5. Мы восхищаемся великими профессионалами, мастерами своего дела, которые выполняют свою работу с выдающимся мастерством. Мы замечаем, что эти люди всегда уважают профессиональную экспертизу своих коллег из других отделов. Мы восхищаемся людьми, которые нанимают достаточно квалифицированных подчиненных, способных их заменить.
  6. Мы жалеем людей, которые настолько не уверены, что вынуждены нанимать подчиненных ниже их уровня.
  7. Мы восхищаемся людьми, которые развивают своих подчиненных, ведь это единственный способ продвигать людей изнутри. Нам не нравится, когда приходится искать сотрудников извне для важных должностей. И я с нетерпением жду дня, когда это станет ненужным.
  8. Мы восхищаемся людьми, которые практикуют делегирование. Чем больше вы делегируете, тем больше ответственности вам возложат.
  9. Мы восхищаемся добрыми людьми с мягкими манерами.
  10. Мы хотим, чтобы вы относились к другим людям, как к человеческим существам, особенно к людям, которые что-то нам продают. Мы не переносим склочников, мы не переносим людей, которые ведут бумажные войны, мы не переносим людей, которые перекладывают ответственность и людей, которые не говорят правду. Мы предпочитаем дисциплину знания анархии необразованности.
Большинство людей, которые создали большие компании, — это люди, которые настолько уверены в себе, что способны ценить тех, кто намного сильнее их.

И наоборот, люди, которые не смогли создать такие компании, — это чаще всего те, кто в себе настолько не уверен, что не может нанять более сильного человека, потому что не прошел свой путь и не стал тем креативным гением, который хочет привлечь более сильного партнера.
Часто собственники бизнеса и топ-менеджеры не видят, насколько сотрудник отражает ценности и цели компании, в чем его сильные стороны дадут реактивное ускорение. Это снижает эффективность управления командой и, как следствие, тормозит рост компаний.

Если хотите перестать ошибаться в выборе сотрудников и принимать в команду только тех, кто будет давать бизнесу прорыв за прорывом, скачивайте руководство «11 принципов звездной команды» — оно может перевернуть ваше представление об эффективном управлении.
Другие статьи