Как таракан заставил Байрон Кейти усомниться в своем ничтожестве

Одним из главных учителей в своей жизни Михаил Саидов, основатель Академии Экспоненциального Коучинга, называет Байрон Кейти Рид, современного американского философа и автора книг. Она пережила личную трагедию, позволившую ей найти парадигму, спасшую ее саму и оказавшую помощь тысячам людей со всей планеты.

Удивительно, но день, когда Байрон Кейти родилась как учитель и сформировала основу своего учения, совпадает с днем рождения Михаила. Знания, полученные у Байрон, являются неотъемлемой частью обучающих программ Академии Экспоненциального Коучинга. Сегодня предлагаем вам узнать, из чего состоит Магия Мышления и религия «реальности» Байрон Кейти. Эти знания вы сможете смело внедрить в свою жизнь сразу после прочтения.

Биография

Байрон Кейти Рид родилась в маленьком городе рядом с пустыней Мохаве, где жило всего 5 тысяч человек. Ее семья была простой и религиозной, а сама жизнь Кейти — такой же. К 27 годам за плечами у нее уже было 3 ребенка и 1 развод.

Жизнь Кейти в это время похожа на день сурка, Байрон понемногу начала скатываться в глубокую депрессию. Она продолжает жить в городке посреди пустыни. Ей некуда обратиться за помощью, потому что это начало 1970-ых годов, терапия тогда не была так популярна, как сейчас, а отношение к депрессии было очень стигматизировано: люди воспринимали невозможность что-либо делать как собственный выбор человека, как лень и т. д. Такое отношение со стороны окружающих только еще больше вгоняло Кейти в депрессию.

В итоге годы идут, Кейти становится все хуже и к 40 годам она почти не выходит из комнаты, лежит на кровати и ест, ее дети предоставлены сами себе, они целыми днями смотрят телевизор, едят пиццу, коробки разбросаны по всему дому.

Дети Кейти растут растут достаточно приземленными людьми, они особо не образованы, потому что предоставлены сами себе. Практически все свое детство они наблюдают мать, которую постоянно бросает то в слезы, то в какой-то сумасшедший гнев, то в апатию, находясь в которой она из своей комнаты не выходит неделями. Её муж еле-еле справляется с таким положением дел в семье.

И к 43 годам депрессия Байрон Кейти становится настолько глубокой, что она в ярости срывается на людей постоянно.

Переломный момент

Летом 1986 года, когда в мире происходит катастрофа глобального масштаба, ликвидация взрыва атомной электростанции в Чернобыле, Байрон настигает личная катастрофа.

После очередного срыва на свою 16-летнюю дочь и двух сыновей, которые немного старше, она понимает, что ей нужно избавить детей от своего токсичного присутствия.

В этот день старший сын, говорит ей: «Ты самый злой человек, которого я когда-либо встречал в своей жизни».

Эта фраза сильно отрезвляет Байрон, она начинает понимать, какое зло создает для своих детей. Кейти звонит в свою страховую компанию и просить ей хоть как-нибудь помочь, иначе она не видит никакого другого выхода, кроме как уйти из жизни.

Страховая предлагает Байрон стать резидентом «дома на полпути». Это некий прообраз наркодиспансера, где зависимые люди проходят реабилитацию. Тогда профиль лечения в таком доме был намного шире. Кроме женщин, зависимых от алкоголя и наркотиков, там также жили пациентки с суицидальной идеацией, т. е. с постоянными попытками самоубийства, а также страдающие от эмоционального переедания и пищевых расстройств.

Байрон становится резидентом такого дома. Остальные резиденты «дома на полпути» после 1 дня общения с ней говорят, что не хотят находиться с ней в одном помещении. Пэт Скейлз, терапевт, проводившая лечение для всей этой группы людей, вспоминает, что Байрон Кейти по сравнению с другими выглядела крайне нездорово, обладая расщепленной личностью, огромными резкими скачками настроения, неумением совладать со своими эмоциями.

Только вдумайтесь: на фоне наркозависимых, алкоголиков и прочих дисфункциональных личностей Байрон выглядела таким образом, что те казались вполне нормальными членами общества.

Из-за того, что все остальные резиденты дома отказываются находиться с Байрон в одной комнате, ее некуда положить спать. В итоге ее селят на чердак, потому что это было единственное место, где больше никто не живет.

Попытайтесь представить трагичность всей ситуации, какой ее видела сама Кейти. Ей 43 года, за нахождение в «доме на полпути» платит ее страховая компания, а в ее голове крутятся слова менеджера из страховой: «Это твой последний шанс. Мы больше не будем тебе давать никаких денег на лечение. Извини, мы так много лет поддерживали тебя, то самое время это закончить».

Она лежит на этом чердаке, и даже не на кровати. Байрон кажется, она настолько ничтожное создание, что ей не разрешено лежать на кровати, и поэтому она на полу.

На рассвете ей не спится, в голове крутятся мысли о собственной ничтожности. И в этот момент по ее ноге проползает таракан. Байрон даже не хочет его сбросить, потому что она думает, что заслуживает, чтобы этот грязный таракан по ней полз.

В этот момент ей приходит другая мысль: «С чего она решила, что это насекомое должно вызывать отвращение? Кто назвал таракана тараканом? Почему к таракану должно быть такое отношение? Из-за чего она считает, что таракан там для того, чтобы ее наказать? Это просто насекомое, которое проползало мимо».

Этот момент рассветной осознанности все меняет. Кейти понимает, что все мысли, которые когда-либо крутились в голове, можно поставить под сомнение и попробовать найти настоящую правду.

Именно в тот день, ранним утром 9 июля 1986 года, Байрон Кейти рождается как учитель. Ей 43 года, и она понимает, что нет ни одной мысли, которую нельзя поставить под сомнения и которой стоило бы верить.

Пэт Скейлз, ее терапевт, говорит, что в тот день с чердака спустился совсем другой человек. Байрон больше не была разбитой или сумасшедшей. Спустя несколько недель после этого преобразования ее выписывают. Ее дети рассказывают, что домой вместо их матери вернулся инопланетянин.

Она часами сидела и медитировала. В те годы никто ничего не знал о медитации, а по всей Америке этим занимались только последователи движения пост-хиппи.

Когда на нее смотрели, никто даже не догадывался, что она медитировала. Когда у нее спрашивали: «Что ты сидишь?», она отвечала: «Я делаю инвентаризацию всех своих мыслей. Абсолютно все, что мне приходит в голову, я ставлю под сомнение и пытаюсь найти реальность».

Что случилось с Кейти?

Впоследствии систему вопросов для проверки каждой мысли на истинность, которая пришла в то утро Байрон, она назовет «работой».

Пусть для многих это выглядит как медитация, но, по сути, учение Кейти не является ее классическом проявлением. Если принято, что во время медитации необходимо фокусироваться на дыхании, кончике носа, ощущениях в теле, принимать все мысли как поток, на котором не нужно фиксироваться, то у Байрон все по-другому. Вместо того чтобы не испытывать мысли, она, наоборот, проверяет их на верность, соответствие реальности четырьмя вопросами:
1.
2.
3.
Правда ли это? (мысль, которую ты думаешь)

Ты абсолютно уверен, что это правда?

Что ты делаешь, когда веришь в эту мысль?

Кем бы ты стал, если бы этой мысли не было?
4.
Именно в этих 4 вопросах заключается «работа» Байрон Кейти, которую она применяет к каждой мысли начиная с 9 июля 1986 года и по сей день.

Давайте попробуем проверить, как это работает на примере со случаем, который произошел с ней в тот знаменательный день. По ней ползет таракан и она думает: «Это грязное насекомое. Я заслуживаю это грязное насекомое». Появляются 4 вопроса:

-Правда ли это, что это грязное насекомое? Кто сказал? Действительно ли это так?

Ответом может быть только «да» или «нет». Если это «не знаю», то это «нет». Рассмотрим случай, когда ты думаешь: «Да, правда, это грязное насекомое. Мы видим, как оно ест все подряд, живет в канализации, на водосточных трубах».

-Насколько ты уверен, что это правда?

Ты не энтомолог, не биолог, ты не очень хорошо разбираешься на самом деле в насекомых. Мы не знаем, правда это или нет. Таким образом, скорее всего, неправда.

-Что ты делаешь или чувствуешь, когда ты веришь в эту мысль?

Если ты думаешь, что ты заслуживаешь, чтобы это грязное насекомое по тебе ползало, то ты в этот момент испытываешь к себе огромное отвращение. Это чувствуется ужасно. Ты находишься в глубочайшем эмоциональном страдании. Это сумасшествие заставлять себя так чувствовать.

-А что бы было бы, если бы этой мысли не было?

Не было бы страдания.

Когда Байрон Кейти проводит эту простую мысль через 4 вопроса, она понимает, что все это время она страдала, потому что создавала мысли, которые раскалывали и фрагментировали ее душу.

Байрон решает больше этого с собой не делать, это ужасно больно. И больше нет смысла продолжать так думать, потому что от начала до конца это все был обман.
После своего возвращения из «дома на полпути», Байрон стала выглядеть как святая, ее лицо стало излучать свет и тепло, а она сама не могла пройти мимо того, кому нужна помощь.

Что стало причиной таких изменений? Та же самая «работа». Давайте посмотрим, как это выглядело для Кейти.

Например, ты идешь по улице, ты видишь бездомного и можешь подумать, что это падший человек, но правда ли это?

  • Правда ли, что перед тобой опустившийся человек, виноватый во всех своих проблемах сам и заслуживающий такого образа жизни?

Ты не знаешь, но, допустим, ты говоришь «да».

  • Ты абсолютно уверен, что это правда, что это действительно падший человек, что он именно такой и его история такова, как ты думаешь?

Нет, тебе нужно реально поговорить с человеком, чтобы понять. Поэтому «нет».

  • Когда ты думаешь, что это падший человек, когда ты веришь в эту мысль, что ты делаешь?

Ты стараешься держаться подальше, ты обходишь человека стороной, ты стараешься не смотреть в его или ее сторону. Ты ведешь себя нечеловечно.

  • Но кем бы ты был, если бы этой мысли, что перед тобой падший человек просто бы не существовало, не было бы в твоей голове?

Скорее всего, ты бы просто был (а) человеком по отношению к бездомному. Может быть, увидев в таком состоянии другого, ты попробовал бы помочь, поддержать, обнять. Ты бы вел (а) себя намного более человечно, и это бы для тебя чувствовалось намного лучше.

Теперь Байрон Кейти каждую свою мысль, которая приходит в ее голову, ставит под 4 вопроса и, как вы видите, большинство мыслей оказываются неправдой.

Она выбирает больше не обращать внимания на мысли, которые причиняют ей страдания, не верить им, потому что это ложь.

О том, какие факторы еще необходимы для того, чтобы уверенно построить жизнь высоких достижений, читайте в книге «Пять принципов высококлассного коучинга»

Как изменилась ее жизнь?

Вот как сама Байрон Кейти говорит об этом: «Когда я спорю с реальностью, я проигрываю, но лишь в 100% случаев. Я обнаружила, что когда я верила в свои мысли, я страдала, но когда я им не верила, я не страдала, и это факт для каждого человека. Никто не может причинить мне боль, это моя работа».

Какой вывод можно сделать из этих слов? Ты всегда страдаешь, если во что-то веришь, особенно когда это не соответствует реальности и не является фактом, который можно доказать в зале суда или предъявить обществу, которое будет согласно с твоим суждением, вне зависимости от образования, воспитания и т. д.

«Ум, который не подвергли допросу, это мир страданий, — говорит Кейти. — Единственная разница между адом и раем — это вера в мысль. Ты — это то, что существует до истории. Ты остаешься, когда история понята».

«Понята» — это значит допрошена, сравнена с реальностью.

Когда ты живешь без истории, остается лишь правда о том, что происходит.

«Я чувствую боль, когда я не согласна с реальностью. Когда я спорю с реальностью, я проигрываю. Зачем спорить с реальностью, если это больно? Я не хочу жить в страданиях, я не хочу жить в боли».

Тебе не нужно ничего отпускать. Все, что тебе нужно увидеть, это то, что в твоих мыслях не было тех вещей, которые ты принимал за правду.
Байрон Кейти описывает этот процесс так: «Я не отпускаю мысли, я ставлю их под сомнение, и потом они отпускают меня».

Такой подход действительно работает, потому что не надо ни с чем прощаться, ведь ты изначально ошибаешься в своей мысли, раз она приносит тебе боль. Единственный выход избавиться от страданий — это всегда ставить под сомнение то, как ты описываешь их для самого себя.

«Работа» как путь к вашей личной свободе

«Реальность всегда ласковей, чем истории, которые мы о ней рассказываем. Любовь к нам приходит в моменте, который не был интерпретирован. И свобода — это знать, что ничего, во что ты веришь, не является правдой»
Байрон Кейти говорит, что если ты не интерпретируешь факты реальности, а просто их воспринимаешь такими, какими они есть, то твое базовое состояние — это любовь, интерес. Ты идешь по жизни с радостью, тебя жизнь удивляет.

Почему? У тебя нет негативного нарратива и критика в голове, который рассказывает тебе, что с тобой не так и с миром. И тогда включается наше базовое состояние — это состояние любви.

Когда ты думаешь, что другой виноват в том, как ты себя чувствуешь, ты берешь и отдаешь ему всю силу. Это значит, ты больше ничего не можешь изменить, потому что теперь все зависит от действий постороннего человека, а не твоих собственных.

Но если ты знаешь, что это твое мышление создает твой опыт, и все, что думаешь о другом, не соответствует действительности, потому что это лишь твоя интерпретация, тогда у тебя есть возможность изменить свое восприятие и перестать страдать.

«Это не проблемы вызывают боль, — говорит Байрон, — а то, как мы думаем об этих проблемах. Мы делаем только 3 вещи в жизни: мы лежим, мы стоим, мы сидим. Все остальное история. Пока ты думаешь, что источник твоей проблемы извне, ты безнадежен».

Ключевой фактор для изменений, когда ты перестаешь обвинять внешние источники, а находишь точку для изменений внутри себя, измеряется тем, где ты чувствуешь боль. Все больше свободы, любви, интереса и радости будет появляться в твоей жизни, когда ты будешь направлять как фонарь на свое страдание 4 простых вопроса.

«Когда ты понимаешь, что каждый момент большого стресса — это подарок, который указывает тебе на твою собственную свободу, жизнь становится очень доброй».

Байрон Кейти говорит, что момент большого стресса — это подарок, потому что он тебе показывает новые мысли, которые ты не подвергла или не подверг допросу.

Чем больше ты практикуешь такой подход, недопрошенных мыслей все меньше, и как результат негативных эмоций в принципе становится очень мало. И каждый раз, когда выдается случай над чем-то поработать, ты уже воспринимаешь это как радость.

Видите, какое это большое отличие: утопать в горе и страданиях, ждать чего-то позитивного или же производить работу над своими мыслями и каждую негативную эмоцию воспринимать как радость, потому что мозг ждет этой стимуляции.

Несмотря на то что «работа» Байрон Кейти кажется очень простой, потому что здесь есть только 1 задача — проводить каждую мысль через 4 вопроса, этот подход оказывается удивительно эффективным из-за того, что он прекращает бег по старым нейронным связям.

Она говорит: «новые стрессовые мысли не приходят, они все цикличны». Пока мысль не будет допрошена, она будет повторяться, ведь новые нейронные связи не создаются случайно, и вся информация, бегающая в голове, ходит по проторенным дорожкам. Но когда ты каждую из этих мыслей подверг сомнению, ты знаешь, что это неправда, то они больше не вызывают в тебе эмоционального негативного огня. Этот цикл прошел, ты больше не обращаешь на это внимание и больше нет стресса. Появляется повод создать новую нейронную связь, и благодаря этому твоя жизнь становится другой.

«Пока ты не увидишь в мире все в качестве своего друга, твоя работа не закончена. Боль — это подарок, который указывает на то, где мы потеряли контакт с реальностью. Все, что тебе мешает испытать красоту мира — это твоя история о нем. За историями тебя ждет безмятежность».

Необходимо заметить, что весь подход Байрон Кейти — это не про позитивное мышление в стиле «Просто увидь красоту, думай хорошо, делай рефрейминг, перепрыгивай препятствия и описывай мир хорошими словами, и тогда он станет таким».

То, что предлагает Байрон, намного глубже. Она не предлагает тебе просто описывать мир в розовых очках, быть постоянным оптимистом. Она говорит: «Каждый раз, когда ты испытываешь страдания, убедись, что это правда».

«Мне не нужно, чтобы ты себя обманывал. Мне не нужно, чтобы ты верил в того, чего нет. Мне нужно, чтобы ты видел реальность. И ты начинаешь видеть реальность, когда ты отказываешься от лжи о мире».

«Мы не привязываемся к людям или вещам. Мы привязываемся к неисследованным мыслям о том, что-то, во что мы верим, является правдой. И работа ума — это подтверждать твои мысли»".

Согласно учению Кейти, то, что нас толкает создавать иллюзии и верить в них — это Эго. Оно всегда чего-то хочет, ему всегда кажется, что что-то должно быть, выбирает, что ему нравится или не нравится. И Байрон Кейти предлагает это все ставить под сомнения.

Ее общая позиция такова, что она принимает как мир, так и свое эго. Она не стремится, как призывают многие учения растворить эго, отказаться от него. Она буквально говорит: «Мое эго может думать сколько угодно. Я просто не верю в эти мысли больше». Это абсолютно другая позиция, которая гласит: мои желания вполне адекватные, и мир вполне такой же. Мы не сопротивляемся реальности, действия становятся текучими, добрыми и бесстрашными.

Здесь идет общая идея несопротивления. Это логично, потому что обычно мы сопротивляемся реальности тогда, когда описываем ее негативно, иначе просто нечему сопротивляться.

Существует огромная разница между человеком, который поставил все, во что верит, под сомнение и человеком, который этого не делал. А их отличие как раз и называется свободой.

Цитата Байрон Кейти, которая оставляет вам все, что нужно знать, перед тем, как вы решитесь забрать 4 вопроса в свою ежедневную жизнь:
Чтобы найти свободу, нужно поставить под сомнения все, во что ты веришь. Каждую мысль, каждое предположение, когда ты проверяешь, соответствует это реальности или нет, вызывает это страдание или не вызывает, твоя жизнь меняется поразительным образом
Если вы хотите получить конспект этой статьи, то переходите к скачиванию прямо сейчас:
  • Основатель Института Метакогнитивного Программирования (IMCP)
  • Создал категорию экспоненциального коучинга
  • Автор бестселлеров «Дневник Эффективности» и «Разговоры, которые меняют жизнь»
  • Выпускник Йоркского университета (Торонто, Канада) и института Бэка (Пенсильвания, США)
  • Больше 50 000 студентов по всему миру

МИХАИЛ САИДОВ

Другие статьи