Откровенный разговор с Еленой Долинской. Что первостепенно в коучинге: личные изменения или инструменты
Откровенный разговор с Еленой Долинской. Что первостепенно в коучинге: личные изменения или инструменты
СЕО компании Михаила Саидова IMCP рассказывает, как она спустя 2 месяца обучения вышла из «Экспоненты» и почему снова вернулась туда.
Если вы начинающий коуч или только планируете сделать коучинг своей профессией, то, скорее всего, сталкивались со скепсисом в свой адрес. К коучингу относятся настороженно из-за того, что многие специалисты не берут на себя ответственность за результат клиента. Работа ведется, а что из этого выйдет — непонятно.
И на вопрос, что делает коуча хорошим, чаще всего можно получить ответы: имеет сертификат, обладает опытом, создает пространство и так далее. На наш взгляд, это формальный подход, который далек от философии экспоненциального коучинга.
В статье вы увидите, какой феноменальный путь за короткое время может пройти человек от момента «дайте мне инструменты, как коучить» до «я поняла, что могу работать с клиентами».
Своей историей делится генеральный директор Institute of Metacognitive Programming Inc Елена Долинская. Сегодня она руководит командой в 95+ коучей из разных стран совместно с собственником и идейным вдохновителем бизнеса Михаилом Саидовым. Но еще не так давно Елена пришла в Академию только затем, чтобы разобраться в собственном мышлении и помочь своему бизнесу вырасти.
«Масштаб бизнеса равен масштабу мышления»
— Когда я услышала эту фразу Михаила, — говорит Елена, — я подумала, что теперь точно стану богатой и знаменитой, потому что разберусь в своем мышлении.
У меня не было времени искать на рынке маркетинга рабочие инструменты для своего бизнеса. Просто хотела купить готовое решение и пойти использовать его.
Но через 2 месяца в «Экспоненте» я благополучно из нее вышла. Казалось, что у меня не получается. Как я пойду коучить? Дайте мне 1, 2, 3, 4 инструмента. Вот мой чемодан, я готова. Дайте, пожалуйста.
Через 2 недели я вернулась в свой же поток «Экспоненты», но уже с совсем другим смыслом
— Я увидела, насколько мне теперь будет неинтересно жить без этого знания о себе и людях. Как это знание может еще дальше расширяться и расширяться. Сколько еще интересного, любопытного я могу узнавать о себе, тренировать это и переводить себя каждый раз на следующий уровень.
По сути, это эволюция в микрокосмосе: изучение человеческого опыта для того, чтобы помогать людям стать счастливее, спокойнее, выносливее. Быть довольными жизнью. Сначала вы делаете это для себя, потом уже невольно получается и для других.
Что отличает коучей, получивших сертификацию в «Экспоненте», от остальных?
Во-первых, это состояние, которое можно назвать mindlessness — «без ума». Это такая особая бездумность, кода коуч свободен в своей голове от знаний о себе, о людях, о том, как должно быть. Полное отсутствие ожиданий. Пустота, куда приходят нужные вопросы и нужные ответы.
Именно благодаря такому состоянию вы можете сопровождать своего клиента к желаемым результатам.
Например, перед вами сидит человек, и каждый раз, когда что-то говорит, он одновременно издает чавкающие звуки. И вас они никак не раздражают, потому что вы не делаете из этого никакого вывода. Это не значит, что он вас не уважает. Это не значит, что он голоден. Это не значит, что он не настроен на работу. Если клиент чавкает — он просто чавкает. Это состояние mindlessness.
Или другой пример: вы много учились коучингу, сформировали по этому поводу определенные мысли. Вы к ним привязаны и, когда коучите кого-то, невольно думаете: «А насколько умные вещи я сейчас скажу?» Вы не находитесь в состоянии mindlessness.
Это не обязательно присуще только коучу. Такой навык сильно повышает уровень жизни любого человека. Начиная от коммуникации с самим собой, заканчивая теми, с кем мы соприкасаемся: семья, близкие, друзья.
Но если вы коуч, то это ваше состояние навсегда. Невозможно быть коучем на работе, а выйдя на улицу, сразу стать кем-то другим.
Вот что говорят наши студенты:
Мои первые сессии выглядели так
— Передо мной лежала канцелярская тетрадь со списком вопросов, которые я собиралась задать клиенту. Мы шли по ним и пытались решить проблему, с которой пришел ко мне человек, — рассказывает Елена.
— Но чем больше таких встреч я проводила, тем становилось яснее, что мы никуда не продвигаемся. Настал момент, когда я просто захлопнула тетрадь и стала учиться состоянию mindlessness.
Тогда я брала по 8−9 сессий в день 5 дней в неделю. Это оказалось для меня наилучшим опытом. Смысл не в том, что я уставала, а в том, что именно так я смогла научиться качественному присутствию с клиентами. И натренировать еще 2 важнейших качества коуча.
Выносливость и дисциплина
Здесь речь идет, конечно, не о физической выносливости. Имеется в виду дисциплина ума и умение выносить свои эмоции. Вот как видит историю Елены Михаил Саидов:
— Лена начала работать как коуч до того, как ей разрешили это делать — с участниками внутри нашего клуба, которые потом сами стали проситься к ней в коучинг. Так Лена, не спрашивая, получила работу у нас в компании.
Кому-то это может показаться необычным. Но именно такие ситуации — это намеренный вызов, благодаря которому появляется возможность наблюдать за своим мышлением «в полях»: как оно растягивается или сужается, как оно позволяет увидеть что-то большее, за пределами доступного на данный момент.
И все же, мало просто создать намерение и дисциплинированно его реализовывать. Важно быть готовым выносить свои эмоции, какой бы степени интенсивности они ни были.
Например, огромное количество людей уходят со своих работ, потому что там слишком много стресса. Очень многие выбирают не делать что-то, потому что знают, через что им придется эмоционально пройти.
А сколько вы способны выносить свою эмоциональную интенсивность, прежде чем скажете: «Я больше не могу»?
Второй критерий хорошего коуча — способность выносить эмоциональную интенсивность (свою и клиента) очень-очень долго.
При этом вся палитра эмоций одинаково полезна. Среди них нет «плохих» или «хороших». Каждую можно использовать и выбирать, что вам сегодня может помогать. Например, злость — это очень ресурсная эмоция, которая помогает создавать.
Осознанное отношение к эмоциям можно и нужно тренировать не только коучам. Этот навык студенты «Экспоненты» оттачивают в совершенстве.
Способность к метамышлению
Третий критерий хорошо тренированного коуча. Уметь жить со своими мыслями, расшифровывать их и использовать для движения вверх. Наблюдать за собственным мышлением — это тоже навык, который можно отработать.
— Когда-то я очень впечатлилась книгой Экхарта Толле, — рассказывает Елена Долинская, — точнее, одной из сцен, в которой он описывал городскую сумасшедшую.
В университетском кампусе Толле стал довольно часто встречать женщину, которая громко разговаривала вслух. Она была одна, и все ее считали городской сумасшедшей. Но однажды, в пик высочайшего эмоционального напряжения, он оказался наедине с собой в университете и остро ощутил, что точно такой же городской сумасшедший, как и эта женщина. Только все, что он говорит, звучит в его голове. Миллион голосов в голове. Получается, что между ними почти нет разницы. За исключением того, что у женщины есть смелость произносить свои мысли вслух. И тогда они не становятся ее частью.
Для меня это был фантастический разворот в видении наблюдения за своими мыслями
Это, своего рода, инструмент диссоциации, помогающий «выйти из головы» и наблюдать, что там в данный момент происходит. А затем оценить и разложить по полочкам, чтобы понять, «что я создам из той мысли, которая у меня в голове».
Другими словами, владеть навыком метамышления — значит быть наблюдателем своей мысли. И как только вы приобретаете новое состояние мышления, у вас больше нет проблем с достижением, с питанием, тренировками и так далее. Потому что мозгу теперь все под силу.
Например, мозг больше не рисует картины, не рассказывает истории: «Если тебе 60, то уже поздно». Даже если эта мысль звучит внутри, то вас она больше не останавливает. Это просто шум, на который вы не реагируете. Просто делаете то, что перед вами раскрывается и что нужно делать.
Коуч не может однажды научиться чему-то и остановиться на этом
— Меня драйвит находиться в позиции постоянно обучающегося коуча, — говорит Елена. — Мы живем в таком стремительном мире. И у нас всех сейчас есть удивительная возможность погрузиться в изучение мышления и стать современными философами.
Не инструментаторами, которые получили набор техник и по алгоритму научились делать первое, второе, третье… А философами в современном прочтении.
Весь материал «Экспоненты» основан на научно-доказательной базе и строгих исследованиях. Поэтому участники могут смело перекладывать эти сакральные знания на себя и жить через призму философии: смотреть на людей, строить с ними отношения.
В «Экспоненте» ты сам становишься инструментом, пропускающим через себя человеческий опыт. И наша задача — натренировать это состояние в легендарных коучах
В программе для этого есть особый инструмент. Он учит думать о том, что происходит вокруг нас, без использования частицы «или». Когда есть «и», то не нужно выбирать что-то одно, отказываясь от другого.
Например, наш мозг может сказать: «Давай сегодня выберем безопасность. Иди пока работать в корпорацию, а на следующий год уже попробуешь». То есть вы якобы должны выбрать или безопасность, или учебу. Но на самом деле, всегда есть ответ: «А я выбираю «и».
Часто люди говорят: «Надо себе разрешить». Но кто вам запретил? Вы по праву рождения уже обладаете этим разрешением. И тогда не «я разрешаю себе», а «мне уже позволено».
Вся эта иллюзия выбора — только в нашей голове. Кому-то просто страшно, а кто-то не знает как. Но первое, что нужно сделать — разобраться, как устроено наше серое вещество, чтобы понять, почему оно это с нами делает. И как только это происходит, мы начинаем по-настоящему собой управлять.
Появляются новые смыслы, и коуч переходит на территорию, где абсолютно нет конкуренции, но есть высокая оплата его работы. Потому что из этого состояния он способен давать ошеломляющие результаты, недоступные другим, действующим из набора стандартных коучинговых инструментов.
Каста легендарных коучей
— Я помню, мы с нашими коллегами из первой «Экспоненты» обсуждали, сколько надо ставить цену за коучинг, — рассказывает Елена.
— Девочки, сколько у вас стоит коучинг? — спрашиваю я. — 1000 долларов, — отвечают они. — Круто, — думаю.
И вот, первый клиент. Я ему озвучиваю, что моя работа стоит 1000 долларов. Он говорит: «Хорошо, давайте работать». И только спустя какое-то время я выяснила, что 1000 долларов — это была цена за 3 месяца работы. А я назначила ее за сессию и продала по этой цене.
— Сейчас моя сессия стоит 10 000 долларов. И в работу я беру не меньше, чем на полгода или год.
Да, сильные коучи стоят очень дорого. Соответственно и обучение такому коучингу не может быть дешевым, потому что человек должен сам пройти через трансформацию, которую хочет дать клиентам.
Когда мозг говорит нам: «Я хочу, но у меня нет», — нужно опять диссоциироваться и понять, что в этой фразе есть 2 мысли. Первая — «я хочу». Вторая — «у меня нет».
И тогда становится ясно, какой следующий вопрос задать себе: «Откуда мне взять? Как добыть?» Тогда мозг перестает нас тормозить. Мы нацелены на действие.
И вопрос можно скорректировать так: «Как мне найти эту сумму в месяц, не уходя в потребительские кредиты под 30%?» У вас уже есть внутренняя рассрочка от нашей компании, осталось просто заработать деньги на коучинге или любым другим способом.
Я живу из понимания, что никогда не трачу денег. Я в себя инвестирую
— Когда иду в магазин, у меня в голове идея: «Кто из моих клиентов мне это оплатит?» — говорит Елена.
То же самое и с обучением. Когда я знаю, что у меня впереди обучение стоимостью в миллион, я понимаю, что мне нужен клиент, в которого я буду вкладываться своим коучингом, а он вложится в мое обучение.
Так это работает. Деньги — это просто субстанция, которая мне не принадлежит. Но мне принадлежит то состояние, которое я приобретаю благодаря такому обмену.
Мы даем не просто инструмент, но еще и навык его монетизировать
Задача программы не только дать обучающие лекции, но и создать легендарных практиков.
Как говорит Михаил Саидов, программа оттачивает ваше коучинговое мастерство и одновременно исцеляет вас: «Исцеление — это и есть обучение коучингу, потому что, если принимаете парадигму, что коучинг — это не профессия, а способ жить, вы живете из ценности».
Почему попасть в «Экспоненту» можно лишь через собеседование
Мы собираем людей, которые создают любящее, безопасное и очень принимающее пространство. Участники программы проходят личную трансформацию, и когда вы попадаете в свою группу из 10 человек, там хочется видеть адекватных людей, потому что работа очень глубокая.
А кроме того, уже на этапе собеседования мы смотрим наших потенциальных сотрудников. Тех, кто останется с нами дальше и продолжит работать коучем в нашей компании. Сейчас в команде около 100 коучей, но мы ищем еще больше.
Поэтому за простыми вопросами коучей: «Кто ты? Что ты? Зачем хочешь в программу?» — стоит глубокое видение насквозь каждого потенциального участника. Нам важно увидеть, готов ли человек стать продуктом своего продукта, действительно ли это намерение, есть ли вера у человека в себя, чтобы это произошло.
Дам напутствие всем, кто сейчас находится, где я когда-то: не повторяйте мою ошибку. Я зашла в «Экспоненту» с твердым убеждением, что мне нужны инструменты, как коучить. Когда решила, что мне их никто не дает, вышла. Но я вернулась с полным пониманием, что могу работать с клиентами благодаря своему человеческому опыту и желанию еще больше изучить. Для меня это стало переходом на следующий уровень моей эволюции и мышления.
«Экспонента» — не просто обучение или онлайн-курс. Вы покупаете свой новый рост на следующий этап жизненной эволюции. Вы покупаете себя из будущего, к которому нужно прийти.
Записывайтесь на собеседование прямо сейчас, чтобы вступить на новый этап своего пути.